Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов

Рубрика «Секрет Золушки» снова раскрывает все тайны танцевальной обуви. Сегодня вас ждет путешествие в 19 век и обратно.

До их появления люди говорили по-французски «танцевать sur les pointes», что означает «танцевать на кончиках пальцев». Они и балерина – единое целое, она словно родилась в них. Только они знают, чем приходится расплачиваться за изящную сценическую красоту и необыкновенную легкость шага своей хозяйки. Они – те, кто сделали женщину в балете воздушной и романтичной. Они – пуанты.

Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов

Знаменитая династия

Итальянская фамилия Тальони напрямую связана с балетным искусством. Тальони знамениты (запятая не нужна) как европейская балетная династия 19-го века.  И не случайно мы заговорили именно о них. Легенда появления первых пуант связана с внучкой родоначальника этой династии – Марией Тальони (1804-1884).

Та самая Мария Тальони

Спектакль «Зефир и Флора», проходивший в 1930 году в Лондоне, где Мария танцевала партию Флоры, принес француженке оглушительный успех, а нам – бесконечно красивый танец «на кончиках пальцев» в уже настоящих пуантах. Её маленькие туфельки с жесткой пробковой подкладкой стали многовековым достижением балета. А сама она, будучи вовсе не красавицей, создала новый образ балерины – романтичный, одухотворенный, загадочный, женственный.

Спорный вопрос

Балетоведы по сей день оспаривают точную дату поднятия балерин на пуанты. Очевидным остается тот факт, что эта дата затерялась где-то в эпоху романического балета, т.е. в первой трети 19 века. Мода на пуанты связана, прежде всего,  с именем супруги Наполеона – Жозефины. Именно эта женщина сделала популярными балетки – шелковые тапочки на лентах.  В такие тапочки, по легенде, Мария Тальони впоследствии подложила жесткие подкладки для пальцев.

До появления пуантов танцовщицы исполняли балет в туфлях на каблуках, а чуть позже на цене появились сандалии из плотной кожи. Балерины набивали свои туфли кусочками ткани и становились на носочки. Это, конечно, было жутко неудобно.

Семейство балеточных

Изготовление пуантов – процесс крайне тяжелый и сложный. Даже в современности до 90% работ исполняется вручную. Именно поэтому каждая пара такой обуви – уникальна. Искусный мастер сможет изготовить в день около 12 пар пуантов. В театральных мастерских для каждой танцовщицы шьют обувь по индивидуальной мерке. Учитывается все до последней мелочи – жесткость, открытость, размер, подъем и пр. Однако и такие туфли приходится самостоятельно доводить до нужного состояния, а потому нередко балерины приходят на репетиции с молотком. Он может понадобиться, чтобы размягчить новые пуанты, оставив твёрдым только сам носок.

Они такого нежного цвета!

Каждый пуант состоит из 54 деталей. Сначала мастер выкраивает их из атласа обычно персикового полутона. Такой цвет был выбран, чтобы обувь не выделялась на общем фоне спектакля и не отвлекала зрителя, бликуя под лучами софитов. Так же мастера отдают предпочтение атласу, потому что он идеально облегает носок, прочен и при этом податлив. После того, как все детали вырезаны, мастером делается заготовка для подошвы из натуральной кожи.

                                                                                        Секрет одного пуанта

Но, конечно, самое главное в процессе изготовления пуанта – это создание коробочки, той самой части волшебной туфельки, на которую опирается балерина, стоя на кончиках пальцев. Коробочка имеет шесть слоев мешковины, которые прослоены  клеем, личным рецептом которого вряд ли поделится с вами хоть один пуантных дел мастер. В этом весь секрет – чем лучше будет клей, тем удобнее будут пуанты. Форму коробочке мастер придает специальным молоточком.

Дело мастера боится

Полученные детали пуантов собирают в единое целое на деревянной колодке. Уже почти готовую балетную обувь целых 16 часов просушивают в специальной печи при температуре около 55 градусов. После мастеру останется лишь вложить гибкие супинаторы, а уж ленты балерины в состоянии пришить самостоятельно.

Несмотря на европейскую тенденцию к фабричному труду, ручная работа над пуантами всегда будет в приоритете. С 19 века эта балетная обувь ничуть не изменила свой внешний вид. Традиция стоять на пуантах будет жить ещё многие века.

Балет «Щелкунчик 2009 год»

Для современных балерин это невероятный труд  — продержаться на пальчиках в балетной обуви хотя час.  Помогают многодневные тяжелые тренировки, результатом которых мы любуемся в театре на очередном балетном спектакле.

Но в 19 веке балеринам было гораздо сложнее. Чтобы танцевать в туфлях как на пуантах, им приходилось осваивать апломбу – умение удерживать равновесие в разных позах по два-три такта, естественно, стоя на кончике пальца. Известен случай, когда грабитель, напавший на Марию Тальони, скончался от её удара кончиком пальца ноги. Вот такие стальные леди жили в 19 веке.

Однако нам пора возвращаться в современность. Предлагаю вам раскрасить свои серые будни посещением балета, чтобы хорошо рассмотреть пару пуантов и убедиться в их значимости для современности в частности и для танцевального искусства в целом. А в уже следующем месяце в рубрике «Секреты Золушки» наш разговор пойдет о туфлях для степа и их истории.

Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов
Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов
Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов

У вас есть вопрос по нашим товарам? Или вы хотите зарезервировать товар? А может просто хотите уточнить наличие вашего размера? Закажите обратный звонок, и мы перезвоним вам в самое ближайшее время!

Ждем Вас в гости, дорогие Друзья, мы всегда рады Вас видеть по адресам:

5 (1)
ул. Разъезжая 42, (812)647-35-58. Режим работы: пн-пт 11-20, сб-вс 10-20
6
пр. Стачек 72, (812) 953-39-55. Режим работы: пн-пт 11-20, сб-вс 10-20

Танцуйте с любовью!

Рубрика «Секрет Золушки» Болезненная красота – история пары пуантов
Recommended Posts