Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах

Наша рубрика «Рождение танца» продолжает свое повествование.

Раз в месяц вы сможет прочитать о вехах зарождения танцевального искусства.
Сегодня речь пойдет, как вы уже догадались, о средневековье.

Времена для человечества настали страшные. Неизвестно, что было хуже – чума, царившая в городах или инквизиция, косившая и виноватых, и правых.Тогда народ в отчаянии обратился к искусству – и танец стал огромной человеческой надеждой на скорое избавление от ужасов и дикостей средневековья.

Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах

Танец смерти

Во время многочисленных европейских эпидемий чумы в 14 веке был крайне популярен  так называемый Danse Macabre или «Танец Смерти».  В нем были очень быстрые движения, и один из его участников во время танца падал на землю якобы замертво.

Остальные же изображали оплакивание. Затем «жертву»  возвращали к жизни – мужчину с помощью поцелуев девушек, а девушку, соответственно, поцелуями мужчин. И во имя чуда воскрешения все водили веселый хоровод.

Однако существовали и другие правила Танца смерти. В одной из вариаций люди изображали скелеты, то есть саму Смерть. В этом образе они танцевали и подыгрывали себе на музыкальных инструментах.

Подтверждение реального существования этого танца – это запрещение Синода исполнять его на кладбищах и других святых местах.  Наверное, «смертники» чувствовали благоговение, когда танцевали в образе на могиле, так сказать, ближе к земле. Но это так, лирическое. Двигаемся дальше.

Навели порядок в залах
 
В эпоху Возрождения, прежде всего в Северной Италии, активно развивался танец театральный.
Вдохновение правители итальянских городков-государств  черпали от изысканных французских дворов.
Стало понятно, что на придворных балах стоит навести порядок: сельские танцы вовсе не подходили степенным дамам и их кавалерам в крайне неудобных для такого действа костюмах.
Было решено нанять профессиональных танцмейстеров, которые и сделали танцы придворного мира крайне сдержанными и, между тем, утонченными.
Преподаватели разучивали с дворянами различные фигуры и «па»,  режиссировали постановки. Зрителями при этом были другие придворные, которые в этой постановке не участвовали. С тех пор народный танец стал существовать отдельно, а придворный, уже почти театральный, — отдельно.
Он был первым и бумажным
 
В конце 15 века во Франции свет увидел первый учебник танца. Он включал в себя описания шагов, хореографии и танцевальные мелодии. Его автор, Гульельмо да Пезаро, получивший прозвище «еврей», был танцмейстером при дворах Л.Медичи и Изабеллы д’Эсте.
Современность не забыла своего учителя. В Италии по сей день ежегодно проводится конкурс, по итогам которого вручается премия имени Гульельмо да Пезаро. Её получают только за высокие достижения в области хореографического искусства.
Самые популярные
 
Средневековые любимчики придворных. Я сейчас, конечно, о танцах. Что любили изображать европейцы в дворцах в средних веках? Давайте посмотрим:
Первое место по праву занимает бас-данс, что в переводе с французского означает «низкий танец», его называли королем танцев в эпоху Ренессанса.
Это плавный беспрыжковый танец в очень спокойном темпе, который чуть позже будет вытеснен его разновидностью – паваной. Безусловно, бас-данс стал лидером за счет своего темпа и удобных для нагромождения придворных костюмов движений.
Второе место получает танец мореско – сладкое воспоминание эпохи мавров и романтики. В этом танце, кстати, абсолютно мужском, нужно было махать платочком, звенеть колокольчиками на ногах, предварительно облачившись в маскарадный костюм. Такой танец был обязательным украшением любого увеселительного мероприятия при дворе.
И, наконец, бронзу получает сальтарелло – танец, который раскрывает весь темперамент итальянцев. Неслучайно его название происходит от «saltare»что значит «прыгать». Он танцуется в бешенном темпе – энергичен, страстен, но при этом популярен в средневековых залах.
Острый шутник танцует
Нам не надо долго думать, чтобы понять, кто были носителями профессионального танца в средние века. Церковь изничтожила к тому времени цирки, театральные представления становились практически невозможными, в силу постепенной утраты понимания чистой латыни.
Оставались только жонглеры.
В современном мире понятие «жонглер» крайне узко и невежественно. Для нас жонглер тот, кто ловко подкидывает предметы и также умело их ловит. На самом деле профессия жонглера ещё в эпоху средневековья имела не только важное значение, но и широкие возможности.
Слово жонглер происходит от латинского«joculator» — шутник, остряк. Под этим словом понимали путешествующего продолжателя традиций античных мимов и  гистрионов. В начале 15 века различали жонглеров:
Мастера танца, содержащие собственные залы, уважаемые преподаватели.
Актеры. Ими быть не так почетно, т.к. во Франции они подвергались отлучению от церкви.
Просто танцовщики. По развитию их умений можно было определить дальнейший путь развития танца в целом.
Бателеры – низы, скоморохи на ярмарках.
Позже нишу профессионалов танца займут морескьеры. Как нетрудно догадаться, эти личности танцевали мореску, о которой мы уже побеседовали.
«Комедийный балет королевы»
Непревзойденные умения итальянских танцмейстеров настолько поразили французов, сопровождавших армию Карла VIII в 1494 году, когда последний предъявил претензии на трон неаполитанского королевства,  что их было решено приглашать к французскому двору.
Но расцвет танца пришел благодаря удивительной женщине – Екатерине Медичи, супруге Генриха II. Именно с её благословения состоялась постановка известного придворного представления «Комедийный балет королевы» Бальдасарино ди Бельджойзо – первого балетного спектакля.
Конечно, балетом с современной точки зрения его можно бы было бы назвать весьма условно. Это было своего рода танцевальное представление, которое включало в себя не только танец, но и вокал, и словесные монологи.
Однако, в целом, уже можно говорить о рождении профессионального балета, как нового вида театрального искусства, где основой стал прежде всего «классический» танец.
В следующем месяце в рубрике «Зарождение танца» мы вместе с вами углубимся в развитие балета, так как именно в балете отразилась та самая система, ради которой и существовала классическая танцевальная школа.
Автор статьи: Команда Dance Lin
Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах
Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантахРубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах
Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантахРубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах

У вас есть вопрос по нашим товарам? Или вы хотите зарезервировать товар? А может просто хотите уточнить наличие вашего размера? Закажите обратный звонок, и мы перезвоним вам в самое ближайшее время!

Ждем Вас в гости, дорогие Друзья, мы всегда рады Вас видеть по адресам:

5 (1)
ул. Разъезжая 42, (812)647-35-58. Режим работы: пн-пт 11-20, сб-вс 10-20
6
пр. Стачек 72, (812) 953-39-55. Режим работы: пн-пт 11-20, сб-вс 10-20

Танцуйте с любовью!

Рубрика Рождение танца: Средневековье в пуантах
Recent Posts